Alan Stivell – Renaissance Of The Celtic Harp (1971)
Alan Stivell – Renaissance Of The Celtic Harp (1971)
Алан впустил в студию тщательные разработки старых народных песен и вообще целую кельтскую культуру. В 1965 году, время наивысшей славы Боба Дилана, Beatles и Джонни Холидея, он выступал в клубах на манер воинственных предков, исполняя со своей арфой перед роковыми энтузиастами песни Бретони, каких не знали и его родители.
На этом альбоме гораздо больше внимания привлекает музыка Алана Стивелла. Она тяготеет к народным бретонским мотивам, пронизанным духом старой кельтской традиции. Музыканты играют здесь на волынке, флейте, виоле, барабанах табла, и конечно же, на кельтской арфе.
Треклист
1. Ys (8:40)
2. Marv Pontkalleg (3:27)
3. Ap Huw and Penllyn (2:56)
4. Eliz Iza (2:54)
– Gaeltacht (18:54) :
5. Caitlin Triall
6. Port Ui Mhuirgheasa
7. Airde Cuan
8. Na Reubairean
9. Mélodie Manxoise
10. Heman Dubh
11. Gaelic Waltz
12. Struan Robertson
13. The Little Cascade
14. Braigh Loch Lall
15. Port An Deorai
Слушать на Spotify
Слушать на Яндекс.Музыка
Алан Стивелл родился в 1943 году в семье арфистки Джорджи Когевелу. За свою первую арфу, которую ему сделал отец, равно как и за фортепьяно, он взялся в возрасте девяти лет и с тех пор быстро набирал репутацию. Свои знания как практически, так и теоретически (Алан имеет английскую и шотландскую ученую степени) он использовал для возрождения и распространения бретонской и шотландской музыкальных культур. Стивелл нашел необычный способ популяризовать народную музыку – через рок-н-ролл. Своими произведениями он символизировал путь воскрешения не звучавших уже четыре столетия кельтских арф, к соединению бретонской, шотландской, валлийской и ирландской народной музыки с электрической поп-музыкой.
Его успех у французской публики, а затем и в остальных странах, оказался весьма неожиданным. Альбом (Chemines de Terre) был признан изданием Melody Maker открытием года в фолк-музыке и множеством критиков был описан, как оригинальнейшее соединение рок-н-ролла и фольклора, которое кому-либо удавалось провести.
Для этой разновидности музыки сразу нашлось название – кельтский рок. Певец, арфист, пианист, композитор, аранжировщик и поэт всегда пел на языке своей родной Бретони, а группу его можно было назвать кельтской, равно как валлийской, шотландской или ирландской. Обычный француз, равно как и англичанин, ни слова не поймут из названий его песен – Marv Pont-Kalleg, An Duzzhunel, Tha Mi Sgith и др.
Сам записал с арфой два альбома, а затем начал привлекать других исполнителей с разнообразными инструментами.
“Мне казалось это естественным развитием. Нельзя было, как это делали многие другие, уподобляться американским фолк исполнителям”.
Когда в 1968 году он выступал в Лондоне перед главным номером концерта, группой Moody Blues, никто его там еще не знал. Но дома, в Бретони, он уже был более чем популярен. Его тщательно и искусно подготовленные варианты народных песен не походили ни на одну из прежних попыток соединения рока и фольклора. Роковая ритмика и гитара были подчинены сочному звучанию народных инструментов. Стивелл не пытался представить фольклор так, чтобы он лез в уши в виде привычной популярной музыки. Он стремился, чтобы слушатели узнавали кельтскую музыку в ее полной красе, оригинальности и силе. Роковые элементы использовались только для того, чтобы подчеркнуть нюансы, а не сделать ее более доступной.
В 1972 году Стивелл выступил со своей группой в парижском зале “Олимпия”. С этого концерта все по-настоящему и началось… Он становится бретонским народным героем и совершенно вытесняет оттуда французскую поп-музыку; его альбомы (А l’Olimpia), (Renaissance de la Harpe Celtique) и, наконец, (Chemines de Terre), смогли одержать победу у французского слушателя (равно как канадского, австрийского, швейцарского и бельгийского) над дисками многих попсовых звезд.
Годом позже он появился в Англии на фестивале в Кембридже, а также в королевском “Элберт-холле”. Предпринял совместное турне со Steeleye Span, был увенчан лаврами и во время американских гастролей, а скромное поведение Стивелла на сцене совершенно не соответствовало тому ажиотажу, который был поднят вокруг его имени.
“Бесспорно, самый лучший альбом в этом жанре со времен Fairport Convention и их диска Liege and Lief”, – оценивал его альбом (Chemines de Terre) английский критик. Особенно привлекательно звучит волынка в композиции из этого альбома Reel, старо-ирландском народном танце, действующем на слушателя как самые удачные произведения Beatles.
На протяжении 1974-5 годов Стивелл гастролировал по Европе, собирая толпы публики и вызывая волну широкого энтузиазма, где бы он ни выступал. В Дублине в ноябре 1974 года он записал свой второй концертный альбом. Важно отметить, что кельтский рок Стивелла не только стал исходным пунктом для развития целой бретонской культуры и своебытности, но и был средством распространения политических лозунгов, призывающих к независимости Бретони.
Сам Стивелл считал, что политические и артистические задачи одинаково важны, однако его положение одного из лидеров движения за независимость Бретони было подорвано в 1976 году, когда распалась его группа сопровождения и Дан Ар Брас присоединился к Fairport Convention. В это же время на редкость замечательно прозвучал его акустический альбом (E Langonned), который пользовался в Шотландии, например, большим успехом, чем диски группы Steeleye Span.
Дальнейшие проекты Стивелла подразумевали переложение на музыку стихов современных бретонских поэтов в сопровождении арф, создание национальной кельтской симфонии со сточленным оркестром, включающим индийские и вьетнамские инструменты. Однако последние диски, начиная с (Before The Landing), пользовались меньшим публичным успехом, нежели предшественники, хотя качеством не уступали. Быть может, падение интереса критиков к музыканту в Англии связано с потерей интереса ко всему фолк-року, – а во Франции призывы к отделению Бретони вряд ли могли поддерживаться официозом. Тем не менее, Стивелл ежегодно с успехом дает концерты в Париже, выезжает в США и другие страны.
К концу 90-х, в творчестве музыканта все более четко прослеживается склонность к world-music . В 1998, выходит альбом “I Douar” (Одна Земля), который закрепляет за музыкантом репутацию одного из основателей и лидеров этого жанра.
Отзывы: