Любовь Басурманова – Колыбель солнца
Любовь Басурманова нашла свое творческое призвание неожиданно для себя, услышав игру на редких шлемовидных гуслях. Инструмент очаровал ее. Теперь она с ним неразлучна. Сочиняет музыку для гуслей. Стала лауреатом нескольких международных конкурсов. Но творческая деятельность Любови Аркадьевны имеет еще одну очень важную особенность: она много выступает в школах перед детской аудиторией.
Любовь Басурманова – Колыбель солнца
Представленный здесь альбом «Колыбель солнца» (запись альбома в Фонотеке Замка) показывает широкий спектр выразительных возможностей этого инструмента, включающий музыку различного происхождения и стилистического решения.
Здесь есть и песни под гусли, и чисто инструментальные композиции, а также своеобразный жанр сказа – опыт современного воспроизведения древнейших форм эпоса, исполнявшегося с инструментальным сопровождением. Таковы «Зорька» и «Новгородский колокол». В ряде номеров гусли имитируют звучание балалайки («Вставало солнышко», «Яблонья», «Гдовский наигрыш»). В последнем примере, и еще явственнее в обработке песни «Уж ты сад», представлен жанр концертных вариаций, идущий от академической музыки, и более или менее органично применяемый в репертуаре народных инструментов.
Тип гитарного музицирования воспроизводится в инструментальной обработке песни «Степь да степь кругом», и в аккомпанементе к авторским песням («Волга», «Ой ты, песнь моя голубиная»). Иногда в трактовке инструмента виден тот взгляд на гусли, который идет от оперных и оркестровых сочинений композиторов XIX века (например, хор берендеев из «Снегурочки») – как на инструмент, сопровождающий архаические торжественные, гимнические песнопения. Это чувствуется в песнях «Светло-светлая», «Волочебная», «Заздравный стих».
Гусли могут уподобится и целому оркестру с его богатством тембров – таковы обработка «Уж как пал туман» и песня «Как по морю» с ее импрессионистической нежностью красок. В сказе «Новгородский колокол», в инструментальных композициях «Колыбель солнца», «Отчего Москва загоралася» и «Вечерний звон» среди многообразия тембров особенно выделяются колокольные звучности, несущие сформированную в русской культуре богатую смысловую семантику.
Треклист
01. Любовь Басурманова – Колыбель солнца.mp3
02. Любовь Басурманова – Зорька.mp3
03. Любовь Басурманова – Вставало солнышко.mp3
04. Любовь Басурманова – Светло-светлая.mp3
05. Любовь Басурманова – Уж как пал туман.mp3
06. Любовь Басурманова – Волга.mp3
07. Любовь Басурманова – Ой ты песнь моя голубиная.mp3
08. Любовь Басурманова – Отчего Москва загоралася.mp3
09. Любовь Басурманова – Новгородский колокол.mp3
10. Любовь Басурманова – Вечерний звон.mp3
11. Любовь Басурманова – Как по морю.mp3
12. Любовь Басурманова – Степь да степь.mp3
13. Любовь Басурманова – Яблонья.mp3
14. Любовь Басурманова – Уж ты сад.mp3
15. Любовь Басурманова – Гдовский наигpыш.mp3
16. Любовь Басурманова – Волочебная.mp3
17. Любовь Басурманова – Заздравный стих.mp3
18. Любовь Басурманова – Русь, Россия поднимись.mp3
Гусли – древний русский инструмент, упоминаемый еще в источниках раннего средневековья. За последние десятилетия гусли, как и ряд других народных инструментов, были усовершенствованы, войдя в профессиональную концертную практику.
А какие бывают гусли? Наколенные звончатые гусли подразделяются на крыловидные и шлемовидные. Крыловидные у нас больше распространены. Есть столообразные гусли – щипковые и клавишные, используемые преимущественно в оркестрах. Щипковые – род горизонтальной арфы, огромный стол с 60 струнами. Клавишные – самый молодой инструмент – гусли, к которым пристегивается клавишная механика. Им чуть больше ста лет.
Наколенные гусли самые древние. В Новгородской области при раскопках нашли маленькие гусельки с пятью струнами. Их носили за пазухой, под полой, как поется в русских народных песнях. Они были разными. Кто как хотел, тот так для себя и мастерил. Пятью струнами не ограничивались, стали семь ставить, девять, одиннадцать, пятнадцать. Инструмент рос.
Где-то на рубеже ХVII-ХVIII веков появились столообразные гусли. Исполнители просто не удерживали их на коленях. В какой-то момент положили на стол, прикрутили четыре ножки. Родился новый инструмент. У каждого вида своя особенность, свой стиль игры, свой характер. Каждый по-своему красив. Кому-то близок один инструмент, кому-то другой. Необходимо соответствие состоянию души человека.
Виктор Боченков:
Скажите, Любовь, почему, несмотря на все достоинства, этот инструмент мало распространен?
Любовь Басурманова:
Гусляры, которых я знаю, – энтузиасты. Все, что они могут делать, делают. Играют, преподают. В Москве за последние 20 лет много открылось школ, где можно учиться играть. Есть классы игры на гуслях и в музыкальных училищах, и вузах также в других городах. Надо сказать, что интерес растет.
Инструмент продолжает завораживать. Никто не остается равнодушным – ни дети, ни взрослые, ни подростки, увлеченные поп- и рок-музыкой. Что-то гусли затрагивают в глубине души. Это родное. Наверное, в генах у нас это сидит, ничего не сделаешь. И слава Богу, что есть отклик на эту красоту.
Гусли открыли для меня жанр сказаний, баллад и песен. Сейчас он стал самым любимым в моем творчестве. Раньше мне казалось, что это скучно и длинно, а век у нас стремительный. Темп и ритм не соответствуют характеру этого жанра. Может, это одна из причин, что гусли редки. И в то же время нам так не хватает этой умиротворенности, спокойствия, уравновешенности, которую гусли несут в себе. Так что, с другой стороны, сказительность просится в нашу жизнь. Интересна наша русская история, погружение в древние пласты.
Гусли близки медитативной музыке, хотя можно играть самую разную, и плясовую в том числе. У гуслей есть все перспективы, чтобы развиваться. Этот инструмент от Бога.
Оригинал статьи был опубликован на страницах Уральской газеты
Отзывы: