Традиционная музыка Таджикистана (Джурабек Набиев и ансамбль Дордона)
Tadjikistan – Maqam Nava
Данный альбом представляет собой классическую традиционную музыку Таджикистана (Маком) в исполнении ансамбля Джурабека Набиева. О Джурабеке Набиеве очень мало информации в общем доступе интернет. Известно, что родился он в Худжанде, что на севере Таджикистана, закончил педагогический институт и позднее стал солистом национального музыкального театра Таджикистана и основал ансамбль Дордона. Джурабек является исполнителем на традиционной таджикской лютне танбур.
Маком
Маком – вершина среднеазиатской классической суфийской музыки, наследие высоких традиций дворцового искусства средневекового Востока. Как крупная циклическая форма откристаллизовался к XVIII веку. В XIX-XX веках достиг расцвета в виде трёх стилевых традиций: бухарский шашмаком (цикл из 6 макомов; от таджикского шаш – «шесть»), хорезмский маком, фергано-ташкентский маком. В XX веке в рамках каждого стилевого направления возникли новые формы макома.
Каждый маком носит название лада, в котором звучит; каждый лад-маком отражает свой ряд нюансов эмоциональных переживаний. В бухарский шашмаком входят 6 маком: бузрук, рост, наво, дугох, сегох, ирок; в хорезмский цикл – те же маком, но несколько в другом порядке (рост, бузрук, далее так же) и, кроме того, дополнительный – панджгох; в фергано-ташкентский цикл – баёт, дугох-хусайни, чоргох, шахнози-гульёр, а также насруллои, мискин, ажам и другое.
Традицией определён характер каждого макома (например, любовный, философский) и предписано исполнение каждого макома в строго определённое время суток: так, рост должен звучать после полуночи и до рассвета, ирок – с восходом солнца, наво – на закате дня. Один маком может звучать 2-3 часа и более. Импровизационное развёртывание композиции осуществляется на строго канонической ладовой и ритмической основе. Богатство приёмов мелодико-интонационного развития, ритмической организации формы позволяют музыкантам создавать всякий раз неповторимую композицию. Традиция макома передаётся устно от учителя к ученику.
Каждый маком состоит из разделов – инструментальных (мушкилот, чертим йули) и вокальных (наср, айтим йули). Инструментальные разделы исполняются солистом или ансамблем, вокальные – солистом в сопровождении одного или нескольких инструментов. Общее количество разделов в отдельном макоме – от 15-20 до 50. В бухарском шашмакоме встречаются маком, где только вокальных разделов насчитывается около 40. Внутри каждого раздела сменяющие друг друга части носят названия ритмических формул усуля: в разделе мушкилот – тасниф, тарджи, гардун, мухаммас, сакил и другие; в разделе наср – сарахбор, талкин, наср, сокийнома, уфар и другие. В прошлом в исполнение макома включались и заключительные танцевальные разделы – уфар; ныне эта традиция соблюдается не всегда.
Основные музыкальные инструменты макома – струнный щипковый танбур и бубен дойра, которые организуют форму композиции путём сложного переплетения мелодических и ритмических начал. Устройство танбура связано с ладовой системой макомата; дойра задаёт формулы усуля. При исполнении макома используются также: смычковые – сато, гиджак; щипковые – дутар, кашгарский рубаб, тар, чанг; духовые – най, баламан и другие. Мастер-макомист устоз (традиционный высокий титул), как правило, сочетает пение с владением несколькими инструментами. В вокальных разделах макома используются стихи классических восточных поэтов: Хафиза, Руми, Джами, Саади, Хилоли, Навои, Машраба, Физули, Мукими и другие. Во всех трёх стилевых направлениях макомата применяются узбекский и таджикский языки.
Треклист
01. Tadjikistan – Tasnif, Tarji, Gardun.mp3
02. Tadjikistan – Srakhbar, suivi de deux tarana.mp3
03. Tadjikistan – Talqin-i Bayat, suivi d’un tarana.mp3
04. Tadjikistan – Mukhammas-i Bayat.mp3
05. Tadjikistan – Nasr-i Bayat, suivi de deux tarana.mp3
06. Tadjikistan – Mogholcha-i Nava.mp3
07. Tadjikistan – Ufar-i Mogholcha-i Nava.mp3
08. Tadjikistan – Chapandaz.mp3
Таджикская народная музыка является богатой и разнообразной, она подобно зеркалу отражает жизнь нации, ее эмоции и характер, повседневность и трудовую деятельность, традиции и обычаи. Музыкальные инструменты разнообразны. Наиболее интересны: струнные – дутор, рубаб и танбур; смычковые – гиджак и скрипка; духовые – най, карнай, сурнай; цимбальные – чанг; ударные – таблак (глиняные литавры), дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Таджикские национальные песни, как правило, одноголосны. Они бывают протяжные и заунывные, бывают веселые и динамичные (на праздниках).
По характеру исполнения она делится на стили, которые тесно привязаны к географии: центральный, северный, памирский. Хоть музыка различных областей Таджикистана не имеет сильных противоречий, но все же отличается одна от другой.
Народная таджикская музыка обладает великим множеством жанров: эпические, трудовые, обрядовые (календарные, свадебные, похоронные и другие), инструментальные пьесы и лирические песни.
Повседневную жизнь людей отражают в своих песнях пастухов и напевы, сопровождающие тяжелый женский труд, к примеру, которому популярная у народа песня ткачихи – “Ашулаи бофан-да”. Так же большой распространенностью пользуются песни на тематику нелегкой доли ремесленников и земледельцев. Однако самый распространенный пример, безусловно, – грустная и распевная дехканская «майда», которая отражает сетования на нелегкую судьбу земледельца, и размышления о смысле жизни, и сожаления о безответной любви. Собственно “майду” образуют отдельные, временами абсолютно не связанные между собой стихотворные бейты (двустишия), разнообразные по содержанию, однако пронизаны одним тем же лейтмотивом.
Однако большую и интереснейшую культурную область представляют обрядовые песнопения. Тут и песни, которые приурочены к народным празднествам: «бойчечак» – Празднику подснежников, Наврузу, «сайри гули» – Празднику тюльпанов и другие. Также тут модно услышать свадебные мотивы, которые вплетаются в “сценарий” прохождения ритуала и вносят в празднество всеобщую радость. Здесь же и напевы, которые соотносятся со смертью человека и отмечены трагизмом и огромной эмоциональностью.
Этот альбом выпущен в рамках серии OCORA французской звукозаписывающей компанией RADIO FRANCE. Посмотреть все диски этой серии на нашем сайте можно здесь: Коллекция OCORA
При оформлении статьи были использованы репродукции картин туркменского художника Рахмана Умарова.
Шикарно!
Действительно, альбом очень эксклюзивный и раритетный, сейчас такие даже не купишь