Индийские Раги (Ashit Desai — Shraddha)
Центральное понятие в индийской музыке —рага . Это санскритское слово буквально означает «страсть, цвет и привязанность», нечто, что способно «окрасить сердца людей»; термин подразумевает интенсивность одного цвета (но отнюдь не всего спектра радуги!), который должен быть создан исполнителем, чтобы «наполнить краской сердца людей». Большинство раг, заполняющих мир сегодняшнего музыканта, представляют собой результат обработки примитивных мелодий индийского фольклора. Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты.
Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал.
Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности. С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги. Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари, канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи.
Сегодня насчитывается не более ста раг во всем репертуаре музыканта(хиндустани — самостоятельная классическая музыкальная система Индии). Это остатки тысяч раг, которые были введены в употребление на том или ином этапе развития музыкальной традиции посредством допустимых перестановок и комбинаций в пределах октавы, состоящей из двадцати двух микро тональных интервалов. Посвященный слушатель по одной фразе раги может воссоздать в сознании ее целостный образ. Важно, что порядок тонов в мелодическом ряду сам по себе ничего не значит. Выразительный эффект достигается в процессе исполнения и зависит от того, как мелодия переходит от тона к тону, как она вьется, прерывается и возникает вновь, парит, кружится, тянется или замирает; от того, где она набирает свою наибольшую силу и яркость, а также от ее строения и фактуры. Две совершенно различные раги весьма часто имеют одинаковую последовательность тонов. Отличие одной от другой достигается в результате конструирования мелодического ряда, соединяющего данную последовательность, точно так же, как контекст употребления какого-либо слова и интонации голоса есть то, что определяет его точное значение в каждом конкретном случае.
Картина раги, представленной музыкантом, — в некотором смысле результат усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве. Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.
Индийские Раги (Ashit Desai — Shraddha)
Ашит Десай — талантливый и весьма популярный в Индии музыкант. Первой наградой, которую он получил еще 18 лет была премия «Лучшего певца радиоэфира Индии», оказавшаяся не последним знаком внимания со стороны индийских меломанов. И это при том, что в его репертуар в основном составляют традиционные инструментальные композиции, древние мантры и бхаджаны, а отнюдь не западные ритмы. В записи некоторых его альбомов участвовал сам Рави Шанкар с его знаминитым ситаром.
Треклист
1. Awakening (10:41) Пробуждение
Vaishnav Janato, основано на Раге Khamaj
2. Enlightenment (7:26) Просвещение
Jai Jagadish Hare, основано на РагеDes
3. Homage (7:50) Почитание
Raghupati Raghav, основано на РагеGara
4. Serenity (6:02) Спокойствие
Payo Ji Maine, основано на Раге Pahadi
5. Elation (4:29) Восторг
Thumak Chalat, основано на Раге Jaijaivanti
6. Devotion (8:04) Молитва
Shree Ramchandra, основано на Раге Yaman Kalyan
7. Harmony (7:44) Гармония
Ja tose Nahin, основано на Раге Handshwani
8. Solace (7:16) Утешение
Jai Radha Madhav, основано на Раге Darbari
9. Eternity (7:40) Бесконечность
Mukund Madhav, основано на Раге Bhairavi
10. Bliss (5:46) Блаженство
Paramparik, основано на Раге Rageshri
Vocal by Hema Desai & Chorus
Над альбомом работали:
Ситар: Sunil Das,
Флейта: Rakesh Chaurasia & Rupak Kulkarni,
Сантур: Ulhas Bapat,
Сарод: Pradeep Barot,
Шенаи: Shambhaji Dhumal & Madhu Dhumal,
Пакавадж: Bhavani Shankar & Madhav Pawar,
Табла: Alap Desai & Vijay Dhumal,
Гитара: Chintu Singh,
Басс Гитара: Dnyanesh Deo,
Вибрафон: Rajesh Deo,
Варган: Rajesh Deo,
Клавиши: Deepak Shan,
Ударные: Navin Manraja & Deepak Borkar,
Вокал: Hema Desai & Chorus
Аранжировка и сведение: Ашит Десай
Отзывы: