П.И.Чайковский – Музыка к балету «Лебединое озеро» в исполнении Марка Эрмлера
Пётр Ильич Чайковский начал работать над музыкой к балету «Лебединое озеро» в марте 1875 года. В сентябре 1875 года Чайковский писал композитору Н. А. Римскому-Корсакову:
По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки.
Первоначально в сценарной разработке Одетта и Одиллия были разными персонажами. Но в процессе создания музыки композитор решил, что они должны быть связаны между собой и очень похожи, что и привело принца к трагической ошибке. И тогда Пётр Ильич внёс в партитуру, что Одетту и Одиллию должна исполнять в балете одна и та же балерина.
Сочинение музыки продолжалось год с небольшими перерывами, поскольку Чайковский одновременно работал и над другими произведениями (в том числе над Третьей симфонией). 10 апреля 1876 года сочинение музыки к балету было окончено, о чем свидетельствует дата в автографе партитуры.
В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам.
В центре — образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Характерные танцы, как и картинно-изобразительные эпизоды, занимают в балете сравнительно небольшое место.
Обращаясь к сказочным сюжетам, Чайковский вкладывал в них глубокое и значительное жизненное содержание. Простая и непритязательная немецкая сказочка о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера», была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством.
Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора, незадолго до «Евгения Онегина», «Франчески да Римини» и Четвертой симфонии, этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода. Мелодическое богатство и выразительность музыки «Лебединого озера» в соединении с широтой и напряженностью симфонического развития сглаживают недостатки сценарного плана, покоряя зрителя и слушателя неотразимой силой своего поэтического обаяния.
Глубокая психологическая содержательность, богатство красок и симфонический размах музыки Чайковского оказались не по плечу балетному театру 70-х годов. Постановка «Лебединого озера» в московском Большом театре в 1877 году была серой, бесцветной и ни в какой степени не отвечала новизне и художественной значительности партитуры.
«По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал… По танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России», — писал Ларош после премьеры.
Только немногие из современников сумели оценить значение того, что было сделано Чайковским, большинством же его новаторство осталось не понято. Удержавшись на сцене Большого театра в течение шести сезонов, «Лебединое озеро» было забыто и не возобновлялось при жизни композитора.
Ю.Келдыш (на Белканто)
Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Orchestra Of The Royal Opera House, Covent Garden, Mark Ermler – Swan Lake (P.I.Tchaikovsky, complete ballet, 2009)
Для меня музыка из балета “Лебединое озеро” – это первое открытие гениальности этого русского композитора. С самого детства я очень люблю некоторые мелодии из этой работы Петра Ильича Чайковского и мне приятно осознавать, что в России так много гениальных композиторов и художников, которые создают бессмертные творения.
Наиболее известные темы из этого балета: Адажио, танец Маленьких лебедей, Вальсы и т.п., – все они известны почти каждому русскому человеку, потому что мы впитали их с молоком матери. Я рад представить на этих двух дисках возможность прослушать эти шедевры и приобщиться к великой русской музыке, обретшей на сегодняшний день мировую известность.
Треклист Диск 1
01. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Introduction.mp3
02. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.1 – Scene.mp3
03. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.2 – Waltz.mp3
04. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.3 – Scene.mp3
05. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – I. Intrada.mp3
06. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – II. Andante sostenuto.mp3
07. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – III. Allegro semplice.mp3
08. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – IV. Moderato.mp3
09. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – V. Allegro.mp3
10. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.4 Pa de trois – VI. Allegro vivace.mp3
11. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.5 Pa de deux – I. Tempo di valse.mp3
12. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.5 Pa de deux – II. Andante.mp3
13. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.5 Pa de deux – III. Tempo di valse.mp3
14. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.5 Pa de deux – IV. Allegro molto vivace.mp3
15. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.6 – Pas d’action.mp3
16. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.7 – Subject.mp3
17. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.8 – Danse with Goblets.mp3
18. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 1 No.9 – Finale.mp3
19. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.10 – Scene.mp3
20. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.11 – Scene.mp3
21. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.12 – Scene.mp3
22. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – I. Tempo di valse.mp3
23. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – II. Moderato assai.mp3
24. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – III. Tempo di valse.mp3
25. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – IV. Allegro moderato.mp3
Треклист Диск 2
01. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – V. Andante.mp3
02. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – VI. Tempo di valse.mp3
03. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.13 Dances of the Swans – VII. Coda.mp3
04. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 2 No.14 – Scene.mp3
05. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.15 – Allegro giusto.mp3
06. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.16 – Dance of the Guests and the Dwarfs.mp3
07. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.17 – Scene (Entrance and Waltz of the Special Guests).mp3
08. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.18 – Scene.mp3
09. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – I. Intrada.mp3
10. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – II. Variation I.mp3
11. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – III. Variaiton II.mp3
12. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – IV. Variaiton III.mp3
13. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – V. Variaiton IV.mp3
14. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – VI. Variation V.mp3
15. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.19 Pas de six – Coda.mp3
16. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.20 – Hungarian Dance (Czardas).mp3
17. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.20 – Russian Dance (additional number).mp3
18. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.21 – Spanish Dance.mp3
19. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.22 – Neapolitan Dance.mp3
20. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.23 – Mazurka.mp3
21. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 3 No.24 – Scene.mp3
22. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 4 No.25 – Entr’acte.mp3
23. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 4 No.26 – Scene.mp3
24. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 4 No.27 – Dance of the Little Swans.mp3
25. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 4 No.28 – Scene.mp3
26. Pyotr Ilyich Tchaikovsky – Act 4 No.29 – Finale.mp3
Отзывы: