Песни горя, улицы и нищеты (записи граммофона начала 20 века)
Песни горя, улицы и нищеты (записи граммофона начала 20 века)
Раритетные записи народных песен начала 20 века, оцифрованные со старых граммофонов.
Бурный рост промышленного производства в России начала XX века характеризовался развитием городского населения и созданием новой индустрии развлечений. Одной из самых модных и массовых форм проведения досуга было прослушивание граммофонных пластинок. Среди огромного и разнообразного репертуара, выпущенного звукозписывающими компаниями, были городские песни и романсы, явившиеся своеобразным прообразом современной популярной музыки.
Широкое распространение грампластинок совершило революцию в массовом сознании. Если раньше любители музыки должны были терпеливо ожидать, когда кумир сможет приехать в их город и выступить с концертом, то с приобретением диска эта проблема переходила в совершенно иную плоскость — артист становился доступным практически в любое время суток. Пластинки можно было слушать по много раз, коллекционировать, дарить знакомым.
В борьбе за покупателя звукозаписывающие фирмы пытались найти таких исполнителей и произведения, которые приносили бы быстрые деньги. В те годы шумный успех у обывателей имела серия пластинок «Песни горя, улицы и нищеты». Все мыслимые рекорды продаж побил «супер-шлягер» «Маруся отравилась». Не меньшей популярностью пользовались и другие номера: «На последнюю пятерку», «Вы просите песен», «Минута горести настала», «Песня убогого странника», «Сухая корочка», «Тихо тащится лошадка», «Сарафанчик» и др.
Пользуясь современной терминологией, производство шлягеров ставилось на поток. Эксплуатировать новую репертуарную нишу стали практически все рекорд-лейблы того времени, но пальма первенства оставалась за компанией «Метрополь- Рекорд».
Основное содержание городских бытовых песен и романсов — вечные темы: любовь и разлука, радость и печаль, вера и надежда, но сочинялись и исполнялись они совершенно в новых жизненных условиях. Их появление стало закономерным результатом развития новой городской музыкальной субкультуры. В этих песнях чувствуется синтез деревенских традиций, кафешантанных манер и цыганской экспрессии. Еще одной их составляющей были «шансонетки» — незамысловатые песенки, часто фривольного содержания. Их завезли в Россию французские гастролеры, у которых вскоре появилось немало подражателей. Достаточно скоро шансонетки, под влиянием местных условий, лишились свойственных им пикантности и грациозности. Они стали более откровенными и более доступными для широкой публики, что было решающим фактором их успеха в грамзаписи.
Не секрет, что в те годы, как и сегодня, продукция граммофонных компаний представляла собой товар, предназначенный для самого широкого потребления, поэтому выбор записей определялся, прежде всего, законами массового спроса. Как и следовало ожидать, городские песни, становясь модными шлягерами, формировали вкус широких слоев населения империи, и не только в городах.
У каждой из представленных на диске песен своя история, многие из них овеяны легендами и курьезными случаями. В начале прошлого века, когда звукозапись еще казалась чудом, в одном из сел Самарской губернии местный урядник, присутствовавший на прослушивании некрасовской «Укажи мне такую обитель» (трек 6), арестовал аппарат и «посадил» его в холодный чулан как возмутителя спокойствия. Причиной тому стало публичное исполнение крамольного произведения с текстом «… где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал…». Услыхав эти слова, «недреманное око» встревожилось. — Барышня, прошу прекратить,— обратился он к учительнице, организовавшей прослушивание.
— Почему? — удивилась та. — Зловредные слухи-с.
—Что вы, какие же тут зловредные слухи?
— А такие, что по какой причине стонал? Мы, барышня, сами за это отвечаем.
— Послушайте,— возражала ему учительница,— во-первых, эта песня дозволена цензурой, а, во-вторых, граммофон мой, и я могу заводить его кому угодно.
— Начальство разберет, а пока я у вас машинку — заберу.
Отношение известных артистов к городским песням лучше всего характеризует тот факт, что при записи они, как правило, пользовались псевдонимами. Например, известный тенор Николай Аркадьевич Большаков на пластинках был известен как Аркадьев, Владимир Иванович Касторский использовал псевдоним Торский. Делалось это, как правило, потому что основное время артисты были заняты в «серьезном жанре» и не хотели, чтобы об их побочном заработке знали поклонники и администрация.
В жанре городской бытовой песни работали такие выдающиеся артистки как Нина Дулькевич, Надежда Плевицкая, Мария Каринская. Но самой яркой звездой тех лет по праву считается Анастасия Вяльцева. Она была своеобразным эталоном красоты и своеобразным секс-символом того времени. Ее манера исполнения, обворожительная вяльцевская улыбка и хрупкая женственность снискали общероссийскую любовь и преклонение. Несмотря на это ни одна из певиц не вызывала таких споров и диаметрально противоположных оценок, как Вяльцева. Не случайно, именно Вяльцева была замешана в первом граммофонном скандале, разгоревшемся в 1902 году.
Суть конфликта заключалась в том, что певица практически одновременно записала свои популярные произведения в двух конкурирующих компаниях. Получив и там, и там гонорары, она оказалась в центре судебного разбирательства, которое в силу несовершенства Российского законодательства длилось несколько лет, так и закончилось ничем, подлив еще больше масла в костер вяльцевской славы.
Огромный успех русского городского романса и бытовой песни был, прежде всего, обусловлен тем, что простой аудитории предлагались простые понятные песни. Исполнители говорили с ними на одном языке об одних и тех же знакомых проблемах. Собранные в альбоме записи представляют огромный интерес, поскольку впервые дают возможность ознакомиться с одними из самых ранних образцов популярного исполнительского искусства в звукозаписи.
Александр Тихонов
Треклист
01. Саша Давыдов – Нищая.mp3
02. М. Вавич – Грусть и тоска безысходная.mp3
03. М. Вавич – Пожалей.mp3
04. М. Вавич – Где болит, что болит.mp3
05. С. Садовников – Сиротская доля.mp3
06. Н. Тамара – Лебединая песня.mp3
07. Н. Плевицкая – Золотым кольцом сковали.mp3
08. Н. Плевицкая – Тихо тащится лошадка.mp3
09. Н. Плевицкая – Верёвочка.mp3
10. А. Жарковский – Измученный, истерзанный наш брат мастеровой.mp3
11. Ю. Морфесси – Маруся отравилась.mp3
12. Ю. Морфесси – Вы просите песен.mp3
13. В. Сабинин – Мурочка.mp3
14. Ф. Шаляпин – Песня убогого странника.mp3
15. Е. Гиляров – Ванька-ключник.mp3
16. Ф. Шаляпин – Не осенний мелкий дождичек.mp3
17. Н. Дулькевич – На последнюю пятёрку.mp3
18. Ю. Морфесси – Во саду ли, в огороде.mp3
19. Ю. Морфесси – Аль опять не видать.mp3
20. Ю. Морфесси – Песня гусляра.mp3
21. П. Баторин – Ах, зачем эта ночь.mp3
22. П. Баторин – Полюбил жену соседа.mp3
23. Хор И. Юхова – Сухая корочка.mp3
24. С. Садовников – На паперти божьего храма.mp3
25. С. Садовников – Пускай погибну безвозвратно.mp3
Художественный руководитель и составитель проекта: Александр Шульгин Мастеринг, реставрация: Егор Руденко Музыкальный редактор: заслуженный деятель искусств РФ Валерий Сафошкин Литературный редактор: Елена Бедуш Креативный консультант: Александр Тихонов Оформление: «Студия BFdesign» Руководитель проекта: Яна Гида Фонограммы из собрания В.Д. Сафошкина
Отзывы: